“Рождение театра в Афинах VI века до н. э. не представ¬ляло собою события исторически изолированного.”

АКТЕРЫ. ХОР. ЗРИТЕЛИ

По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Эсхил ввел второго актера — девтерагониста, а млад¬ший современник Эсхила Софокл—третьего, тритагониста. При этом основные роли исполнял всегда первый актер — протагонист.
Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса — а в эпоху расцвета греческой рабовладельческой демократии и со всей общественной жизнью Афин — актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное по¬ложение. Актером мог быть только свободнорожденный. Как и драматурги, актеры принимали в V—IV вв. до н. э. самое дея¬тельное участие в общественной жизни полиса. Их избирали на высшие государственные должности в Афинах, отправляли в ка¬честве послов в другие государства.
Победителями на драматических состязаниях вначале могли быть только хорег и драматург. Но со второй половины V в. до н.э. полноправными участниками театральных состязаний стали и актеры-протагонисты.
Так как число актеров не превышало трех, то одному и тому же актеру приходилось играть в спектакле несколько ролей. Впрочем, значительная часть драмы проходила не перед глазами зрителей: они узнавали о том, что произошло за сценой, через вестников, домочадцев, слуг. Это и давало возможность обходить¬ся таким малым количеством актеров. Кроме того, если в пьесе были роли без слов, то в этих ролях могли использоваться не актеры-профессионалы, а статисты. Женские роли всегда исполнялись мужчинами.
Актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством: в наиболее пате¬тических местах актеры испол¬няли арии — монодии. Путем постоянных упражнений грече¬ские актеры вырабатывали звучность и выразительность голоса, безукоризненность дик¬ции и доводили до большого со¬вершенства искусство пения. Греческие актеры должны бы¬ли владеть и искусством танца, искусством движения. Они мно¬го работали над гибкостью и выразительностью тела. Акте¬ры выступали в масках, так что мимика была исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.
Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культом Диониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. В театре классического периода маска уже не имела культового значения; зато она отвечала задаче греческого театра создавать крупные, обобщенные образы — или героические, возвышающиеся над действительностью, или карикатурно-ко-медийные. Необходимость в маске вызывалась и тем, что женские роли исполняли мужчины. Наконец, употребление маски обуслов¬ливалось размерами греческого театра: без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям дальних рядов.
Маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотно натягивалось на кар¬кас, покрывалось гипсом и рас¬крашивалось). Маска закрыва¬ла не только лицо, по и всю го¬лову, так что парик был укреп¬лен на самой маске; к ней же в случае необходимости прикреп¬лялась и борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос), увеличивав¬ший рост актера.
В древней комедии большая часть масок должна была вы¬зывать смех, отсюда их карика¬турный и гротесковый харак¬тер.
Кроме вымышленных персонажей, авторы древних комедий, как уже говорилось, вы¬водили на сцену и своих современников. Маска в таких слу¬чаях была обычно шаржиро¬ванным портретом.
Костюм трагического акте¬ра представлял собой несколь¬ко видоизмененную пышную одежду, какую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Теат¬ральный хитон (одежда из льняной ткани, в виде широкой рубашки) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основ¬ном двух видов: длинный, рас¬полагавшийся вокруг тела складками (гиматий), и корот¬кий, с застежкой на плече (хла¬мида). Отдельные персонажи носили особую одежду, напри¬мер, царь — длинный плащ пур¬пурного цвета, царица — белый плащ с пурпурной каймой. На театральных хитонах и плащах были вышиты цветы, пальмы, спирали, арабески, а также фи¬гуры людей и животных (например, лошадей, собак). Та¬кой расшитый костюм изобра¬жается па одной из ваз I в. до н. э., которую называют “вазой Андромеды” (по мифу, дочь царя Эдипа, отданная в жертву морскому чудовищу, но спасенная героем Персеем).
Обувь трагического актера называлась котурнами. В жизни так называли башмаки с высокими голенищами. Сценические же котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подош¬вы, благодаря чему увеличивался рост актера. Чтобы придать сво¬ей фигуре большую величественность, трагический актер укреп¬лял под одеждой специальные подкладки или небольшие подуш¬ки, что помогало ему—в котурнах и в парике с онкосом—сохра¬нять естественные пропорции тела.
В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вы¬зывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем самым вызвать смех зрителей. До нас дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой коме¬дии. У маски вытаращены глаза, безобразный нос, широко откры¬тый рот; живот и зад увеличены с помощью подложенных поду¬шек.
Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 че¬ловек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хо¬ра — корифеем. При выходе на орхестру впереди хора шел флей¬тист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенно¬го в центре орхестры.
В трагедии хор .обычно изображал людей, близких главному герою. Так, в “Прометее Прикованном” Эсхила хор составляют Океаниды — дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу. Комический хор мог изобра¬жать не только людей, по и животных и различных мифологиче¬ских, сказочных существ. Например, в комедии Аристофана “Облака” хор состоит из “облаков”.
Среди ученых существовало мнение, что хор в греческой тра¬гедии тормозил действие и являлся просто данью культовой тра¬диции. Однако это не так. Трагедия развилась именно на основе хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появ¬лением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драмати¬ческий конфликт может теперь развиваться и без участия хора. Но хор не исчезает — он существует как непременный компонент у всех драматургов классического периода, хотя не всегда несет одинаковую сюжетную нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии, расцветшей па демократической основе, он был прежде всего выразителем общественного мнения. Хор — это коллективный герои. Его партии и поныне помогают по¬нять философский и человеческий смысл трагедии, решение ее основного конфликта.
Театральные представления, как мы уже знаем, происходили в дни всенародных праздников в честь Диониса. Все дела на это время приостанавливались, суды закрывались, должники осво¬бождались от необходимости уплачивать долги в течение всех дней праздника; даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы и они могли Припять участие в общем празднике. В театре бывали не только мужчины, но и женщины, дети. Даже слугам — домаш¬ним рабам — разрешалось посещение театра. За вход взималась небольшая плата для покрытия расходов на содержание театраль¬ной постройки.
При Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особые зрелищные деньги (теорикон).
Драматические представления в Афинах начинались на рас¬свете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, с венками на голове. Праздник Великих Дионисий собирал огромное количество народа, причем это были це только афиняне и жители Аттики но и граждане других полисов, приезжавшие со всей Греции.
Порядок представления тетралогий и комедий соревнующихся поэтов определялся по жребию. Звук трубы возвещал о начало каждой пьесы.
Афинская публика была очень восприимчивой и непосредст¬венной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение ап¬лодисментами и криками. Если же пьеса не нравилась, зрители свистели, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить пьесу и начинать новую. Можно сказать, что суждение парода имело су¬щественное значение для успеха представления. (Правда, среди публики были иногда и подставные лица, говоря современным языком - клакеры. Так, комедиограф Филемон не раз с успехом использовал подставных лиц против своего противника Менандра ).


 
Hosted by uCoz